Оргструктура для стартапа — как назначить всем должность.
Пока компания небольшая и все делают всё, очень большой соблазн не проектировать структуру организации. Особо самоуверенные предприниматели игнорируют её годами. Грабли детские, поэтому бьют особенно больно ниже пояса.
Я выписал всё, чем нам нужно заниматься. Разработкой всё не ограничивается. Огромное количество действий поглощает рабочие дни команды: продажи, редакция, партнёрская программа, маркетинг, PR, финансы, бухгалтерия, HR, секретарь, служба поддержки, продукт, разработка, дизайн, интеграции, тестирование, юридические аспекты, инвестиции.
И попробовал рассортировать по кучкам. Потом на эти кучки можно будет приклеить ярлычки CEO, CFO, CMO, C3PO, R2D2…
Через 40 минут сортировки на доске я понял, что у меня не стыкуется. Текущая команда и виртуальная структура с дырками… В общем, заставил GPT воображать себя венчурным инвестором и успешным предпринимателем, после чего скормил ему эту задачу. Описал всех участников, рассказал, кто чем занимается и дал список направлений деятельности.
Такое распределение менеджмента получилось в итоге:
1. CEO (Chief Executive Officer) + CTO (Chief Technology Officer). Генеральный + технический директор. Стратегия и руководство, технические вопросы, финансы, инвестиции.
2. COO (Chief Operating Officer) + CRO (Chief Revenue Officer). Операционный директор + РОП. Продажи, управление редакцией, онбординг новых клиентов и сотрудников.
3. Head of Design & UX/UI — Дизайнер.
4. Head of Customer Support — Поддержка клиентов.
5. Head of Marketing (потенциально CMO) — Маркетолог.
Забавно, что AI назначает Head of, даже если в отделе один специалист. Но мы помним, что в стартапе карьерные ступеньки подставляют вниз. Ещё интересно, что не все участники команды получили позицию менеджера. Даже если этот участник в отделе один.
Теперь дополнительная польза. Кого можно сейчас не нанимать?
Chief Product Officer (CPO) — Директор по продукту. В нашем случае закрывается созданием продуктовой команды из CEO/CTO + COO + Design. Лучшее решение, спасибо искусственным мозгам! Что интересно — ровно так разработка у нас и происходит. Находка, что можно не выделять главного в этом процессе и продолжать работать коллективом.
Chief Financial Officer (CFO) — Финансовый директор. Когда деньги появятся, тогда и возьмёте. Для меня отличным решением оказалось раннее выделение роли Chief Revenue Officer без довеса на эту роль функционала CFO. И правда, чем управлять? Продавайте пока и всё.
HR-менеджер — Управление персоналом пока больше сводится к найму. Это закрывают сами CEO и COO, а что не смогут — отдать рекрутерам. Мы можем долго не нанимать выделенного HR, потому что оба фаундера много нанимали сами в других проектах.
Юрист — аутсорсить на точечных консультациях (это мы уже начали) или взять агентство (а вот это пока навряд ли).