Агентство состоит из бренда, контрактов с клиентами, сотрудников, табличек и инструкций. Материальные активы отсутствуют, нематериальные — плохо отчуждаемы.
Бренд стоит денег только если вы вошли в пантеон лидеров рынка. Если вас не называют респонденты в числе первых по вопросу «какие SEO-агентства вы знаете?», то тут нечего продавать. Разве что раскрученный старый сайт агентства — хороший актив. При должном умении он может приносить ощутимые деньги даже уже закрытому агентству.
Сотрудники могут поменять работу в любой день. Менеджмент в агентстве часто держится на харизме основателей. Ушли основатели — ушли менеджеры — ушёл линейный персонал.
А что с клиентами? Контракты имеет смысл выкупить только если они годовые и мы находимся в начале годового цикла. Не факт, что клиент продлит контракт через год.
У небольших клиентов решение о продлении принимается каждый месяц. Высоки шансы, что контракт не переживёт смену руководства и контактных лиц.
Технология работы не уникальна, все работают одинаково. Рынок требует оказывать услугу по лучшим практикам. Таблички и инструкции можно купить за одну зарплату у любого консультанта, действующего агентства или на курсе.
Лучшие активы агентства — репутация, доверие и связи. А эти факторы слишком сильно завязаны на персоналиях.
Хорошая участь — поглощение всего агентства большим холдингом агентств или крупным инхаусом. Основатель становится топ-менеджером и продолжает работать в агентстве как минимум год. Все проблемы агентства (приток клиентов и финансовая подушка) решены за счёт покупателя. Покупатель получил опытный квалифицированный юнит. Но таких покупателей гораздо меньше, чем агентств.
Чаще происходит другое — основатели запускают сторонние бизнесы, один из которых взлетает ракетой и затмевает обороты агентства.
Количество насмотренности такое, что легче выбрать успешную нишу. Опыт позволяет сделать работающую бизнес-модель, рекламу, сайт, продажи, найм и партнёрства с первого раза. А ещё гораздо легче эффективно выстроить работу с другими агентствами.