Все критические системы должны быть продублированы. За последние годы я видел, как останавливаются и ломаются критические системы у очень больших сервисов — отзыв лицензии у Точки и Киви, сбои в эквайринге от Сбера и Юкассы, упавший на две недели СДЭК, почта от Юнисендера…
Поэтому, напоминаю себе и вам:
– У бизнеса должно быть открыто два расчетных счёта в разных банках. Резервный счёт может ничего не стоить, но спасти много нервных клеток в случае конфликта с основным банком. А ещё у банков иногда отзывают лицензию.
– У бизнеса должно быть два юридических лица, например, ИП и ООО одновременно. Если одно из юр лиц имеет спор с налоговой, то второе может подхватить хозяйственную деятельность.
– В онлайн-сервисе должно быть два эквайринга. Особенно, если это банковский эквайринг, а не агрегатор — агрегатор может переключить шлюз на другой банк.
– Онлайн-касс тоже должно быть хотя бы две.
– У интернет-магазина должно быть две службы доставки.
– Как я вчера выяснил, должно быть две службы для email и sms рассылок, если они для вас критичные. Если не работает отправка сообщений, то покупатели не могут попасть в личный кабинет.
– Правильно иметь копию инфраструктуры в другом дата-центре. Хотя бы бэкапы хранить отдельно и иметь возможность быстро поднять все сервисы.
– Домен и DNS лучше держать отдельно от серверов. Потому что, если выключился хостинг, нужно иметь возможность перенаправить трафик в другой дата-центр.
– Можно заранее купить второй домен и использовать его в рекламе или для корпоративных нужд.
– Крупные интернет-магазины держат два агентства по трафику, запуская рекламные кампании по очереди. Или даже просто выплачивают второму подрядчику резервную абонентскую плату и держат деньги на балансе рекламного кабинета.
– Нужно держать бэкапы всего, хранить минимум в двух экземплярах в разных локациях. И проверять, что бэкапы рабочие.
Всего не предусмотришь, но некоторые моменты настолько очевидны, что на чёрного лебедя их не спишешь. Технически будет виноват поставщик, но проблемы и убытки будут у тебя.