Нужен ли консалтинг?

Photo 145@10 08 2025 18 16 14

Национальное бюро экономических исследований (США) опубликовало впечатляющее исследование влияния консалтинга на экономические показатели компаний.
Исследователи взяли данные всех компаний Бельгии и B2B-платежей из всех секторов за 20 лет. Анализировали данные национального банка Бельгии и из открытых источников. Из исследования убрали “большую четвёрку” аудиторов, так как они в основном оптимизируют налоги.

Интересные находки:
– Консалтинг чаще всего заказывают лидеры рынка и отстающие компании. У слабых игроков эффект особенно заметен: наблюдается значительное улучшение после консалтинговых проектов.
– В среднем новые клиенты тратят 3% ФОТ на консалтинг.
– Средний консалтинговый проект длится менее года.
– Рост достигается за счёт небольшого сокращения занятости при сохранении или росте выручки.
– Прирост продуктивности труда в компаниях после консалтинга — 3,6%, сохраняется в течение 5 лет.
– Зарплаты персонала растут на 2,7%.
– В Индии и Мексике аналогичные исследования показали +17% и +27% прибавку к продуктивности, в отличие от Бельгии. Это стоит иметь в виду, проецируя исследования на российский рынок.
– После консалтинга компании увеличивают закупки услуг на рынке, немного растёт количество увольнений (вследствие реструктуризаций), при этом уменьшаются расходы на аутсорсинг.

Мои выводы:
– Хотя исследование сфокусировано в основном на крупных игроков, его выводы можно применить на небольшие фирмы.
– Исследование подтверждает, что в целом консультанты не дармоеды.
– Консалтинговые проекты окупаются в течение года и приносят рост экономических показателей.
– На основе этих данных нужно тратить хотя бы 3% ФОТ на консалтинг. При ФОТ 1 миллион в месяц это 360 тысяч в год.
– Слабая компания просто обязана покупать консультации. Это поможет догнать лидеров.
– Сильная компания должна покупать консультации, чтобы оставаться лидером.
– Средние компании не обращаются к консультантам. Пока гром не грянет…
– Консультации не должны совершать революции в процессе работы, скорее они про планомерное улучшение и эффективность работы.
– У малых компаний ROI может быть выше, а эффект наступать быстрее.

Подтверждается ощущение и личный вывод, что консалтинг полезен для всех компаний.
А сколько вы потратили на консалтинг и что это изменило в бизнесе?