Черное юзабилити

Photo 39@19 04 2025 20 58 33

Черное юзабилити.

Хотел написать развлекательный пост, но жизнь подкинула идею про образовательный.

Решил, что мне не нужна Премиум-подписка в Т-Банке. Брал ради одной функции, но сейчас стало неактуально. Чтобы подключить услугу — достаточно нажать одну кнопку в интерфейсе, и с тебя будут списывать примерно 2000 рублей в месяц. Чтобы отключить — нужно пройти интервью в чате с поддержкой, где оператор убеждает тебя ни в коем случае не отключать абонентскую плату. Настойчиво и большими сообщениями объясняет, почему этого делать не надо. Мне нужно объяснять, что я не дурак и понимаю, что не хочу платить за невостребованную мною услугу. Спрашивает, планирую ли я крупные покупки или путешествия. Спасибо, не попросил анализы и справку из дурдома.

Это — черное юзабилити, когда интерфейс работает не на пользователя, а против него. Нарочное затруднение для пользователей, которые хотят сделать невыгодное для сервиса действие. Да, этим занимаются те же самые UI/UX-дизайнеры, которые должны были делать всё удобным и понятным.

Ещё пример — полоса препятствий у Reg.ru при попытке перенести домен к другому регистратору. Максимально затруднено, требует подтверждений из почты, пройти периоды ожидания и экраны с неочевидными действиями. И предоставить цветную (!) скан-копию ИНН организации. А при регистрации, когда принимали деньги, его не просили. Конечно, всё это под соусом заботы о краже доменов. При этом очевидно, что сервис вставляет палки в колёса, потому что потеряет ежегодные переводы. Ведь у других эта же процедура сделана гораздо проще.

Если вам кажется, что вам мешают отключить услугу, — вам не кажется. Это кто-то нарочно спроектировал.